В условиях тотальной цифровизации органы власти не могут игнорировать онлайн-каналы PR-коммуникации. Современные люди, особенно молодежь, все больше воспринимают мир посредством смартфонов, приложений и гаджетов, а социальные сети постепенно становятся основными источниками новостей. Согласно данным статистики, в начале 2023 года аудитория интернета в России составляла 127,6 млн пользователей (88,2% от общей численности населения), социальными сетями в нашей стране пользуются 106,0 млн человек (73,3% от общей численности населения)[1]. В сентябре 2023 года вице-премьер Д.Н. Чернышенко отметил, что «Россия занимает первое место в Европе по количеству пользователей всемирной сети, у нас один из самых доступных с точки зрения стоимости интернет в мире. К концу 2024 года широкополосный доступ к сети будет у 90% российских домохозяйств»[2].
Официальные сайты органов власти
1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регламентирующий структуру и наполнение сайтов органов власти. В ст. 10 указано, что «государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть интернет, в которой создают официальные сайты»[3].
Количество требований, которым должен отвечать официальный веб-ресурс госоргана — велико. Специалист по связям с общественностью должен быть ознакомлен с документом, так как соответствие нормам закона проверяется уполномоченными структурами и общественными организациями. Так, например, в ст. 13 указано, какие сведения должны быть опубликованы на сайте, в ст. 14 приведены ссылки на нормативные акты с перечнем обязательной информации в зависимости от специфики органа власти.
Ежегодно в рамках проекта «Открытость государства в России» эксперты оценивают сайты органов власти, но пока только федеральных. Для региональных госструктур отчет может быть полезен с точки зрения представленных в нем рекомендаций и факторов, которые отражают качество и открытость интернет-ресурса, среди них:
- полнота представленной информации об органе власти (структура, функции, результаты работы);
- доступность информации на сайте (удобство навигации, форма поиска, версия для слабовидящих);
- возможность оценить актуальность и качество представленной информации (дата публикации и изменения, количество скачиваний, хронология);
- наличие контактов.
При разработке официального сайта органа власти целесообразно использовать платформу «Госвеб 2.0», которая является своеобразным конструктором сайтов специально для госструктур. На ней уже собраны разделы, баннеры и модули, которые являются обязательными согласно требованиям законодательства.
Качественная проработка сайта позволяет не только выполнить требования закона, но и повысить эффективность информационно-коммуникационной деятельности органа власти, а именно:
- увеличить доступность — как правило, сайты имеют удобный интерфейс и навигацию, что позволяет гражданам получить доступ к важной и актуальной информации, найти нужный документ, узнать о графике работы, связаться с госорганом, подать обращение, записаться на прием, не выходя из дома, это особенно актуально для людей с ограниченными возможностями;
- повысить открытость и публичность — доступность информации в любое время из любого места, возможность получить обновления в режиме реального времени, и даже присутствовать на заседаниях посредством онлайн-трансляции — повышает прозрачность деятельности, укрепляет доверие и поддержку граждан;
- уведомить о повестке дня — с помощью ленты новостей или электронной рассылки, граждане могут быть уверены, что осведомлены о важных темах и событиях;
- благодаря функциям поиска и архивирования, посетители сайта и сотрудники могут получить быстрый доступ к нужной информации;
- повышение безопасности — современные технические средства обеспечивают защиту от хакерских атак, целостность данных и безопасность коммуникаций с гражданами, население должно быть уверено, что на официальных ресурсах представлена достоверная информация без вбросов и фейков, что особенно актуально в период кризисов, так было в период пандемии COVID-19: когда недостоверная информация об ограничениях появлялась буквально каждый час, на сайтах органов власти публиковалась официальная информация о ситуации в конкретном регионе[4].
Госпаблики органов власти
В 2022 году в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[5] были внесены изменения, согласно которым органы власти теперь обязаны вести официальные аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте» или «Одноклассники», другие площадки, например, «Telegram» или «RuTube» могут использоваться по желанию.
Согласно закону, в официальных аккаунтах должны быть указаны следующие сведения: наименование госоргана; почтовый адрес; адрес электронной почты; номера телефонов; ссылка на официальный сайт и иная информация о деятельности организации. Других требований в документе не указано, однако на сайте Правительства РФ отмечено, что под информацией о деятельности понимается размещение контента и комментариев по актуальным вопросам, а также отчеты о проведенных мероприятиях.
Многие органы власти вели свои страницы в соцсетях еще до принятия закона. В свою очередь, по данным статистики, за год после вступления закона в силу, количество госпабликов увеличилось на 123 тыс. и достигло 220 тыс. к октябрю 2023 года. На площадки «ВКонтакте» и «Одноклассники» приходится 201,5 тыс. официальных страниц, на «Telegram» — 18,5 тыс. каналов. По состоянию на октябрь 2023 года на официальные страницы госорганов в соцсетях подписано 46 млн пользователей, с начала 2023 года через эти аккаунты поступило более 2 млн обращений граждан[6].
По итогам 2022 года, лидерами по исполнению закона об обязательном ведении госпабликов, стали Пермский край, Калужская и Новгородская области. В десятку лучших вошли Санкт-Петербург, ЯНАО, Адыгея, Удмуртия, Ульяновская и Кемеровская области, а также Мордовия[7].
Социальные сети предоставляют органам власти широкие возможности для быстрого распространения информации, обратной связи, персонализированного и более личного диалога, создания лояльного сообщества. Они предлагают принципиально новые инструменты формирования имиджа и способы приема обращений, позволяют использовать на одной площадке различные виды контента (тексты, изображения, видео, инфографика) для еще большего коммуникационного воздействия.
Вместе с тем работа в социальных сетях требует особого внимания. Информация на данных площадках распространяется с молниеносной скоростью: посты мгновенно отображаются в ленте новостей, ими можно поделиться публично или в личных сообщениях. Если в них будет указана непроверенная информация, это может привести к негативным последствиям. Кроме того, важно учитывать этические аспекты и, то, как сообщение может быть воспринято.
Работа органов власти с блогерами и инфлюенсерами
Появление и стремительный рост популярности социальных сетей привел к утрате монополии традиционных СМИ на подачу информации. Городские паблики («Подслушано в…», «Типичный…»), бесчисленные Telegram-каналы, блогеры и граждане с активной позицией — завладели вниманием аудитории. И хотя с юридической точки зрения они не являются СМИ, по факту выполняют их функцию, и часто имеют читателей больше, чем региональная пресса.
Игнорировать популярные паблики, Telegram-каналы или блогеров — неразумно. Их потенциал и силу влияния на общественное мнение можно использовать для развития гражданского общества и на пользу органам власти. Важно установить контакты и создать позитивные условия для взаимовыгодного сотрудничества.
Мотивация блогеров, чаще всего, сводится к финансовой или событийной составляющей. Первая, как правило, неприемлема, во-первых, из-за ограниченности бюджета госорганов, во-вторых, из-за утраты блогерами независимости в формировании своей контентной политики. Поэтому событийная мотивация позволит стать катализатором отношений между органом власти и инфлюенсером.
Формат сотрудничества может быть различным: приглашения на мероприятия, совместные акции, спецпроекты, гостевые посты. Например, Министерством туризма Чеченской Республики регулярно организуются блог-туры для всероссийских и местных блогеров, включающие культурную программу: осмотр достопримечательностей, знакомство с историей и культурой. Такой формат события является ярким информационным поводом, создает туристический имидж региона и позитивный образ Министерства.
Ещё по теме:
- Связи с общественностью в органах государственной власти: определения, история, нормативно-правовая база
- PR-взаимодействие органов власти со СМИ
Источники:
[1] Диджитал 2023: Российская Федерация. – Текст: электронный // DataReportal. – 2023. – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-russian-federation
[2] Ежедневная интернет-аудитория в России выросла до почти 100 млн человек. – Текст: электронный // Ведомости. – 2023. – URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/09/30/998068-ezhednevnaya-internet-auditoriya-rossii-virosla
[3] Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон № 8-ФЗ: принят Государственной Думой 21 января 2009 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.
[4] Как в России поддерживают граждан в период COVID-19. – Текст: электронный // Ведомости. – 2020. – URL: http://duma.gov.ru/news/48314/
[5] Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»: Федеральный закон № 270-ФЗ: принят Государственной Думой 30 июня 2022 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.
[6] Число госпабликов достигло 220 тысяч. – Текст: электронный // Центр управления регионами: официальный Telegram-канал. – 2022. – URL: https://t.me/s/tsurofficial
[7] Первый рейтинг регионов по созданию госпабликов представили в России. – Текст: электронный // Интерфакс. – 2022. – URL: https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/pervyy-reyting-regionov-po-sozdaniyu-gospablikov-predstavili-v-rossii