Средства массовой информации — неотъемлемая часть любой государственной системы. Они информируют, развлекают, обучают, предоставляют площадку для дискуссий, прививают своей аудитории убеждения и ценности, в высокой степени влияют на формирование общественного мнения. Федеральные и региональные СМИ являются важнейшими звеньями информационной политики органов власти, позволяющими реализовать ключевые цели PR-деятельности.
Отношения между органами власти и СМИ оказывают глубокое влияние на информацию, к которой имеет доступ общественность. При помощи телевидения и радио, печатной и электронной прессы передаются важные сообщения по целому ряду вопросов, таких как политическая конъюнктура, административные реформы, экономика, инфраструктура, здравоохранение, образование и безопасность. Эти материалы должны освещать деятельность госорганов в контексте развития страны и регионов, безусловно, объективно, однако в нужном для формирования позитивного общественного мнения ключе.
За последние десятилетия медиа-ландшафт претерпел значительные изменения. Развитие цифровых СМИ и их коммерциализация меняет видение политики и политической конкуренции. Бесчисленные публикации ученых и журналистов часто дают пугающую и ложную картину мира, вбросы, фейковые новости и изображения распространяются с невероятной скоростью, растет популизм и фрагментация аудитории, многие граждане живут в информационном пузыре.
С одной стороны, новые медиа упрощают передачу и получение информации, с другой, делают ее распространение неконтролируемым, что может привести к губительным последствиям, особенно во время кризисов и чрезвычайных ситуаций. В эпоху постправды и информационного шума только регулярная, планомерная и продуманная информационная деятельность позволит донести до общественности достоверные и четкие сообщения.
Органам власти приходится работать с различными средствами массовой информации, условно их можно разделить на три категории:
- государственные федеральные СМИ и информагенства, которые формируют единое информационное пространство в стране, генераторами повестки в этой категории являются: ГТРК, ТАСС, РИА Новости и другие;
- телеканалы, радиостанции печатные и электронные медиа коммерческого формата, имеющие всероссийский и межрегиональный охват: «Царьград», ТВЦ, «Коммерсант», РБК, «Mash» и другие;
- все региональные СМИ: ОТВ, Ura.ru, Newsnn.ru, «Вечерний Екатеринбург», «Фонтанка СПб», 66.ru и другие.
Первая и вторая категории актуальны для федеральных органов власти. Третья для — региональных. Для региональных и местных органов власти контакты с федеральными и межрегиональными медиа нужны только в случае чрезвычайных ситуаций, кризисов и резонансных инфоповодов, когда к проблеме приковано внимание широкой общественности за пределами региона.
Ключевые направления PR-деятельности органов власти со СМИ:
- отбор и систематизация целевых медиа, регулярное обновление сведений и контактов;
- установление благоприятных отношений с редакторами, журналистами и сотрудниками СМИ в целях наиболее полного и объективного освещения деятельности;
- формирование пула — группы журналистов, которые на постоянной основе освещают деятельность госоргана;
- проведение пресс-мероприятий (текущих; при чрезвычайных ситуациях; когда требуется разъяснить решения, действия или инфоповод): пресс-конференции, брифинги, пресс-подходы, пресс-туры;
- своевременное оповещение журналистов об открытых заседаниях и совещаниях, визитах специальных гостей и делегаций, обеспечение журналистов протоколами, стенограммами, создание благоприятных условий для записи;
- организация личных встреч руководства с представителями ведущих изданий, цифровых медиа, информационных агентств;
- организация присутствия представителей СМИ на специальных мероприятиях: открытие объектов, участие представителей госоргана в различных событиях (мобилизационных, презентационных, культурных);
- формирование повестки дня, регулярная рассылка актуальной и оперативной информации, обеспечение доступа журналистам к информации, предоставление официальных комментариев по срочным и текущим вопросам;
- выпуск пресс-релизов, публикация статей и интервью, организация участия в теле- и радиопередачах, дискуссиях, теледебатах;
- ведение вкладки «Новости» на сайте, регулярное обновление новостной ленты;
- мониторинг СМИ, контент-анализ публикаций, оценка инфополя, пресс-клиппинг.
Ещё по теме: