Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Связи с общественностью в органах государственной власти: определения, история, нормативно-правовая база

Связи с общественностью играют важнейшую роль в эффективной работе органов власти, с одной стороны, обеспечивая связь с населением, двухсторонние коммуникации, координацию действий, информирование, реагирование на кризисы, решение социальных конфликтов, а с другой, решая важные задачи в области формирования доверия, гласности, открытости, прозрачности деятельности, имиджа, поддержания легитимности и управления общественным мнением.

Связи с общественностью в органах государственной власти: определения

Г.А. Борщевский под связями с общественностью в органах власти понимал «любое их взаимодействие с гражданами, организациями и структурами гражданского общества, направленное на реализацию конституционного права граждан на доступ к полной и достоверной информации о деятельности органов власти, получение публичных услуг и участие в принятии государственных решений»[1]. На основе данного определения мы можем говорит о том, что целевая аудитория пиар-деятельности в органах власти — обширна. К ней относятся граждане, бизнес, общественные организации и все структуры гражданского общества.

Ж.Ю. Кургаева отмечает, что «связи с общественностью в органах власти — это организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования властных структур и повышения их репутации и статуса»[2]. Автор указывает на манипулятивную сущность пиар-деятельности в органах власти.

А.С. Петракова указывает на то, что «связи с общественностью в системе государственного управления — это организация и реализация коммуникационного взаимодействия между органами государственной власти, ведомствами, государственными учреждениями и различными группами общественности, обеспечивающее информирование и адекватную оценку населением проводимой аппаратом власти политики»[3]. В данном определении акцент сделан на коммуникационную и информационную деятельность с целью поддержания легитимности власти, согласия с действиями и формирования авторитета.

История становления PR в органах государственной власти

В государственном управлении категория «связи с общественностью» на профессиональном уровне появилась сравнительно недавно. Однако, как отмечает И.А. Василенко, сама идея развития связей государства и общества стара как мир. Например, Юлий Цезарь приказывал распространять обращения к римлянам перед военными походами в целях поддержки армии и легитимности действий. Здесь же есть и примеры первых специальных мероприятий — театрализованные представления прославляющие победы Римской империи[4].

Связи с общественностью как вид деятельности зародились в США, далее распространились в Европе, а затем по всему миру. Считается, что впервые термин «связи с общественностью» в политическом контексте был применен в 1807 году американским президентом Томасом Джефферсоном в его послании к Конгрессу. Он отметил, что демократия невозможна без выстраивания отношений с общественностью. Под связями с общественностью Томас Джефферсон понимал работу политических институтов над созданием доверия в национальном масштабе[5].

В годы правления седьмого президента США Эндрю Джексона (1829-1833) впервые появилась должность пресс-секретаря. В 1917 году в правительстве президента Томаса Вудро Вильсона был создан Комитет по общественной информации, в котором работал известный манипулятор того времени и один из основоположников связей с общественностью Э. Бернейс, использовавший психологические приемы воздействия на общественное мнение (его дядей был известный психиатр З. Фрейд). С этого времени те или иные подразделения и должности, осуществляющее информационно-коммуникационную деятельность, стали неотъемлемым компонентом американских властных структур[6].

В начале XX века PR-технологии начали активно проникать в бизнес-среду и правительственные службы Европы. Их стремительное развитие пришлось на годы Второй мировой войны. В нацистской Германии они имели исключительно форму пропаганды, в ряде других стран выполняли информационную и разъяснительную функции[7].

История государственного управления нашей страны определила уровень развития PR-деятельности в структурах власти. Прообраз связей с общественностью возник в советский период. Тогда для внедрения коммунистической и социалистической идеологии в массы использовались контакты с обществом посредством СМИ и различных мероприятий. При этом никаких пиар-служб не существовало, связь с населением выполняли чиновники различных партийных отделов.

В 80-е годы XX века ситуация начала меняться, в некоторых госструктурах формируются первые пресс-службы, однако их деятельность все еще односторонняя и усеченная. В основном она сводится к двум направлениям: дозированное и согласованное информирование граждан о работе госоргана, а также разъяснение действий и распоряжений. Тем не менее, уже эти функции стали настоящим прорывом в расширении понимания обществом государственного управления[8].

Демократические процессы, начатые в России после распада СССР, развитие гражданского общества, стремительный научно-технический прогресс, внедрение электронного правительства, становление сначала информационного, а затем и цифрового общества — создали предпосылки для реализации прав граждан на получение информации о деятельности государственных структур, это право закреплено в ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ[9]. На протяжении длительного времени в нашей стране основным вектором административных реформ значится информационная открытость органов власти, ее принципы закреплены в нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовая база PR в органах власти

В ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» одним из принципов построения и функционирования системы государственной службы определяется «открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих»[10]. В Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что «муниципальный служащий должен обеспечивать доступность информации о деятельности муниципальных служащих, а также взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами»[11].

В 2014 году была принята Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. Под информационной открытостью в Концепции понимается «обеспечение потребностей и интересов граждан, регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества»[12].

Категория информационной открытости относится к органам власти различных уровней. На федеральном уровне она акцентируется на аналитической, информационной и прогностической деятельности, отражает прозрачность работы органов и структур, обеспечивает понятность нормативно-правового регулирования. На региональном уровне в большей степени базируется на коммуникационной деятельности, диалоге власти и общества, балансе интересов различных заинтересованных лиц[13].

Соблюдение принципов информационной открытости контролируется на всех уровнях. Так, например, в сентябре 2023 года прокуратура Астраханской области провела проверку и привлекла к административной ответственности должностное лицо службы ветеринарии Астраханской области за нарушение законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Было установлено, что «на поступившие запросы граждан о предоставлении сведений о деятельности службы в сфере обращения с животными без владельцев, информация не направлена»[14]. Право на получение такой информации закреплено в Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[15].

Функции связей с общественностью органов власти

Е.В. Мишон выделяет следующие функции связей с общественностью органов власти:

  • информационная — направлена на реализацию коммуникационной политики пиар-деятельности органов власти;
  • коммуникативная — направлена на создание и распространение информации среди целевой аудитории в виде информационных продуктов и специальных имиджевых проектов, а также получение обратной связи и использование ее в своей работе;
  • аналитическая — реализуется путем проведения исследований значимых для общества процессов, событий и явлений, общественного мнения, ожиданий и потребностей, отношения к органу власти, его восприятия, имиджа и репутации;
  • методическая — разработка на основе исследований моделей сотрудничества и социального партнерства, пиар-кампаний, акций, программ и мероприятий;
  • организационная — реализуется в совокупности действий по подготовке и проведению встреч, мероприятий, переговоров, конференций, брифингов, пиар-кампаний и других событий;
  • интегративная — реализуется в способностях связей с общественностью консолидировать общественные интересы и мнения применительно к решениям и действиям органов власти;
  • консультативная — заключается в консультировании структур и подразделений органа власти по вопросам информационно-коммуникационной деятельности[16].

Ещё по теме: Инструменты PR в органах власти 

Источники:

[1] Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: Юрайт, 2019. С. 10.

[2] Кургаева Ж.Ю. Связи с общественностью в органах власти. – Казань: КНИТУ, 2022, С. 29.

[3] Петракова А.С. Значение связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: социально-философский аспект // Философские науки. – 2023. – № 5. С. 23.

[4] Василенко И.А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: Кнорус, 2021. С. 8.

[5] Связи с общественностью в органах власти / под редакцией М.М. Васильевой. – М.: Юрайт, 2023. С. 14.

[6] Связи с общественностью в органах власти / под ред. М.М. Васильевой. – М.: Юрайт, 2023. С. 15.

[7] Василенко И.А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: Кнорус, 2021. С. 9.

[8] Василенко И.А. Связи с общественностью в органах власти. – М.: Кнорус, 2021. С. 10.

[9] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.

[10] Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 58-ФЗ: принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.

[11] Российская Федерация. Законы. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон № 25-ФЗ: принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.

[12] Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 30.01.2014 N 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти». – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.

[13] Петракова А.С. Значение связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: социально-философский аспект // Философские науки. – 2023. – № 5. С. 24.

[14] Замруководителя службы ветеринарии Астраханской области наказали за игнорирование обращений граждан. – Текст: электронный // РИА Волга. – 2023. – URL: https://astravolga.ru/news/zamrukovoditelya-sluzhby-veterinarii-astrakhanskoy-oblasti-nakazali-za-ignorirovanie-obrashcheniy-gr/

[15] Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон № 8-ФЗ: принят Государственной Думой 21 января 2009 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: по подписке.

[16] Мишон Е.В. Связи с общественностью в органах власти. – М.: КноРус, 2023. С. 20.

Яндекс.Метрика